Войти/Зарегистрироваться
Нажимая на кнопку «Войти», я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности.
Ольга Булгакова
Детский психолог,
участник команды агрессологов
Agressia.pro
Ольга, добрый день! Я знаю, что вы уже много лет работаете психологом в детском саду. Расскажите, пожалуйста, о специфике работы с детьми и с какими проблемами детей и родителей вы сталкиваетесь?
– Здравствуйте! Несмотря на то, что я детский психолог, я вижу одну из основных своих задач не только и не столько в работе с ребенком, сколько в консультировании и поддержке его родителей. Я верю в то, что родители хотят знать и любить своих детей. И знаю, что могу быть полезна в этом изучении и узнавании.
Я часто замечаю, что нам, взрослым, хочется, чтобы дети были послушными и неагрессивными, удобными и веселыми. Но что делать ребенку со своей злостью? И как справиться ему с завистью к младшему брату или сестре? А как признаться в своем страхе или в том, что невыносимо грустно (ведь «мальчики не плачут»)? В ходе работы мы вместе с родителями и детьми находим ответы на эти вопросы.
Ольга, можете рассказать нашим читателям какую-нибудь историю из вашей практики или из личной жизни? Но чтобы эта история была не частным случаем, а ситуацией, которая встречается почти в каждой семье.
– Конечно. Я расскажу вам о себе и моей дочке, но, на самом деле, героями истории, как наша, бывают абсолютно все дети и родители.
Как-то раз я вхожу в гостиную. Там уже час творит моя младшая дочь. Пол покрыт щедрым слоем разных творческих штучек: бумага, пластилин, краски, карандаши, полимерная глина, снова бумага, бусины, бисер, ножницы, клей. Она улыбается: это пространство сегодня принадлежит ей и она счастлива заполнять его своими идеями. Оставляю её творить дальше. Не проходит и получаса, как она приходит ко мне грустная: «Идеи закончились и я соскучилась, давай вместе.»
Вместе... Что Вы чувствуете, когда слышите это слово? - Мне становится тепло, безопасно, уютно, весело. В словаре Ожегова написано: «Вместе - в соединении с кем или чем-нибудь, в общении с кем-нибудь. Указывает на совместность, участие в одном и том же действии, пребывание в одном и том же состоянии». Вот как: в одном и том же действии и состоянии, в соединении!
Когда женщина носит своего малыша под сердцем, они вместе, соединены. В том числе, и на физическом уровне. Малыш ощущает полную безопасность, покой. Потом новый человек приходит в этот мир. Физически он уже отделен от мамы, но эмоционально и психологически, они все еще одно целое, ведь ребенку не выжить без взрослого. Теперь между ними нет видимой связи, нет пуповины, соединяющий их, но формируется связь невидимая. Это биологическая программа, которая называется привязанность. Она вшита в нас на генном уровне и включается сразу после рождения малыша как у мамы, так и у младенца. Они теперь будто связаны невидимой ниточкой, которая питает малыша и все так же дает ему чувство покоя и безопасности.
Как не оборвать эту связь? Как сохранить эту связующую нить между нами и нашими детьми не только в их милом малышовом возрасте, но и тогда, когда они становятся старше? - Совместностью, присоединением к ребенку в его состоянии радостной игры или неуемного творчества, тихой грусти или громогласной злости, совместными делами и чувствами, желанием быть вместе и рядом.
...Дочь стоит передо мной грустная и просит побыть с ней в ее творческом процессе. Но у меня дела! Дела, работа, мои взрослые важные занятия, и мне совсем не хочется сейчас прерываться и играть. Знакомо? И это нормально, взрослые не обязаны любить играть, их ведущая деятельность – профессиональная. Я вынуждена выбирать: продолжать свои взрослые дела или прерваться и составить компанию дочери. Этот выбор правда непрост, и не каждый раз он должен быть в пользу «побыть вместе с ребенком». Мне приходится выбирать головой, буквально объяснять себе почему нужно сейчас поступить именно так, а не иначе. Анализирую, раздражаюсь, на то, что, похоже, придется прервать свою работу, заставляю себя отвлечься, обнимаю, улыбаюсь.
На этот раз я выбираю нашу совместность, выбираю побыть вместе с ней и сделать чуть крепче ниточку, которая связывает нас. Знаете, что еще толкает меня чаще выбирать быть рядом с дочерью? Понимание, что дети слишком быстро растут, что совсем скоро наступит тот момент, когда ваш малыш захочет быть не вместе, а отдельно от вас. Это может казаться невероятным, когда вашему малышу 2 года, и он не отпускает вас в душ или в магазин, или, когда ему 5, и ему важно играть с вами, а так же готовить, мыть посуду и укладываться спасть вместе и никак иначе, или в 7, когда «мама, посиди тут пока я делаю уроки». И мы откликаемся на зов ребенка, готовы отодвинуть свои дела ради вот этого «Давай вместе!».
Но проходит время и нам кажется, что теперь наш ребенок сможет справиться сам, что наша совместность уже его тяготит, да он и сам об этом говорит порой. Сам делать уроки, сам решать школьные проблемы, отдельно от нас проводить время, рисовать не с нами вместе, делиться секретами не с нами. Ниточка становится тоньше, связь менее значимой, стремления к совместности меньше. Этот период все равно наступит, сепарацию никто не отменит, это закон природы, дети должны отделяться, но как же хочется оставить, сохранить эту связь – трепетную, хрупкую и такую важную! И это возможно, если быть вместе, иметь общие дела, делиться чувствами, доверять друг другу, станет вашей общей привычкой.
...В гостиной – хаос, творческий беспорядок. Мы усаживаемся вместе на пол и начинаем рисовать. Я все еще мысленно в делах. Но спустя пять минут, я уже не вспоминаю про свои «важные взрослые дела», а дочь снова улыбается и рассказывает про свои фантазии, делится «тайными мыслями». Сначала она сидит у меня на коленях и просит рисовать «вместе, один рисунок», потом, по мере насыщения нашей близостью, она готова отделиться, уходит в свободное плаванье – сползает с коленей на пол, берет отдельный лист бумаги и творит сама. Спустя еще полчаса, она уже не нуждается в моем присутствии, ее потребность в нашей близости и совместности удовлетворена, а я бонусом получаю прилив творческого энтузиазма и готова креативить уже дальше в своих «важных взрослых делах».
Вы правы, в такой ситуации был каждый родитель. И порой, мы не понимаем, как важно ребенку, чтобы мама побыла с ним именно сейчас, в эту минуту. Такие истории позволяют посмотреть на себя со стороны.
Ольга, я уверена, многие из наших читателей захотят познакомиться с вами. Как они могут сделать это?
– Со мной всегда можно пообщаться через мою страничку в Facebook.
Ольга, спасибо большое за беседу! И в заключении, расскажите немного о проекте Agressia.pro.
– Проект www.agressia.pro объединяет группу психотерапевтов, которые приходят на помощь людям, которые срываются в агрессию, а также тем, кто находится в ситуации домашнего насилия.
Чаще всего к нам обращаются люди, когда уже проблема агрессии в семье стала неуправляемой - это печально. Мы знаем, что существуют профилактические способы не доводить агрессию до взрыва. И мы готовы об этом рассказывать.
Я хотела бы обратиться к нашим читателям:
Интересна ли вам эта тема? Пожалуйста, напишите, что вас беспокоит. Даже если сейчас в вашей семье все отлично - мы очень этому рады, возможно что-то тревожит вас в будущем - школьные проблемы или подростковый возраст. Задайте нам вопросы - и мы постараемся под каждый вопрос написать статью, чтобы вы могли пользоваться нашими знаниями и сохранять тепло и радость в своей семье.
С Ольгой Булгаковой беседовала Виктория Соболевская
друзья, ниже вы можете оставлять вопросы, делиться своими историями и ситуациями из жизни. Психологи проекта Agressia.pro подготовят на их основе полезные статьи и ответят на ваши вопросы.
авторизуйтесь
К сожалению, вряд ли кому-то удается совсем избежать конфликтов между подрастающими детьми в семье, всегда найдется повод и предмет для ссор. И примирить эти конфликтующие стороны правда непросто.
Давайте попробуем разобраться в Вашей ситуации.
Вы пишите, что старались относиться к ним одинаково, но как это осуществить, если они изначально разные: и возраст, и личностные особенности? Вы их обоих любите, но ведь невозможно любить разных людей одинаково, у каждого из них есть что-то свое, особенное. К тому же, старший по праву может претендовать на ведущую роль. Он, хоть и на год, но старше, а значит, опытнее своего младшего брата. Попробуйте дать ему возможность в чем-то быть главным, первым. Скорее всего, тогда накал конкурентной борьбы между ними снизится. Как думаете, в чем сильные стороны старшего и где он может занять ведущую роль?
Очень хорошо, что уже сейчас есть места и занятия, где они могут безконфликтно взаимодействовать! Хочется узнать про это подробнее, чем они занимаются во дворе, во что и как играют, что способствует снижению количества конфликтов между ними?