Войти/Зарегистрироваться
Нажимая на кнопку «Войти», я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности.
Особености работы с детьми
Как мотивировать ребенка к занятиям
Дети – товарищи крайне непостоянные. Интерес к чему-то новому вспыхивает у них моментально, но часто так же быстро и гаснет. Со школьными уроками более-менее помогает солидная формула «ты должен», а с дополнительными занятиями на первый план легко может выйти простое, но уверенное «не хочу!». Вчера еще хотел, а сегодня – все, надоело. «Не хочу!» появляется в самое неподходящее время и ломает все наши планы. Что делать?
Самое главное – постарайтесь не сильно расстраиваться, попробуйте успокоить себя мыслью, что и вы таким же были, но что-то из вас тем не менее получилось! Потом можно будет начать действовать. Но прежде, чем действовать, подумайте вот о чем:
А вдруг ребенок прав? Поговорите с ним, поговорите с учителем или с тренером – причины этого «не хочу» могут быть самые разные: просто устал, заболевает, нет контакта с учителем, конфликт с кем-то из детей, обида или огорчение от того, что у него что-то получается хуже, чем у других или от того, что его старания не заметил учитель… А может быть, вы ошиблись с выбором, и тогда придется подыскать какое-то другое занятие или другой формат участия. Например, многие из вышеперечисленных «не хочу» снимают индивидуальные уроки или их более экономичный аналог - занятия онлайн.
Если вначале интерес был, а потом угас, это может означать:
- причина в чем-то из вышеперечисленного;
- его интерес был случайным;
- вами были допущены ошибки в мотивации.
Интерес к освоению нового заложен в детях самой природой. К чему-то у вашего ребенка есть большой интерес, к чему-то меньший. Наблюдайте за ним и предлагайте те занятия, которые бы отвечали его природным склонностям и были ему по душе. Иногда интерес ребенка увидеть легко, но чаще он не лежит на поверхности, и большинству родителей приходится прилагать усилия, чтобы найти для ребенка интересное занятие. И только его природа, врожденные склонности помогут вам избежать ошибок в выборе. Правильный выбор даст шанс эти склонности развить в способности, а при определенных усилиях способностям перерасти в талант.
Допустим, занятие было выбрано правильно, у ребенка есть настоящий интерес. Как сохранить его? Чтобы помочь природе, нам нужно немного ей подыграть. Успех в любом деле сопровождается всплеском гормонов счастья. Например, ребёнок не уверен, что сможет выполнить задание, но все-таки справляется с ним - и степень ощущения счастья зашкаливает! Гормоны счастья работают, мотивация становится очень сильной. Но если счастья нет, работа не получается, нет ожидаемого вознаграждения в виде похвалы, признания успеха, то выброса гормонов не будет, и система, увы, не сработает.
Поэтому самый простой и действенный способ мотивации ребёнка – проявлять живой, настоящий интерес к тому, чем он занимается. Не просто дежурно спрашивать, что было сегодня, а вникать в его дела, обсуждать с ним то, что ему интересно, хвалить, находить в его работе что-то особенное. Даже, если работа получилась явно не очень – найдите в ней то, за что можно похвалить! Похвала и ваш интерес – самые главные стимулы для ребенка, чтобы лучше и больше работать и всё успевать.
К сожалению, в этом главном мы с вами умудряемся сделать ошибки. Похвалите себя, если вам удалось их избежать:
1. Мы возлагаем на ребенка очень большие надежды, слишком много требуем от него, ожидаем покорения вершин, которые ему пока малодоступны или неинтересны. Свои амбиции мы оправдываем, а их причины легко объясняем: ведь всё – ради ребенка! Стремление с малых лет обязательно приобщить его к высокой культуре, языкам и большому спорту, требование всё и всегда делать на хорошо и отлично, неприятие поражений и слабостей мы, лукавя сами с собой, объясняем исключительно своей заботой о его будущем. А теперь представьте, что ваш ребенок, обладая некоторыми способностями, имеет вместо мотивации – антимотивацию (а иначе завышенные требования не назовешь). Будет у него желание показывать хорошие результаты? Не будет! Поддерживать его интерес к занятиям в этом случае вам будет очень сложно.
2. Мы утратили интерес к делам ребенка и не считаем нужным его поддерживать. У родителей, очень занятых своей работой или какими-то другими важными для них делами это случается довольно часто. Нам трудно выделить время для ребенка, но мы находим его, делаем всё, что можем и преподносим ему результат в лучшем виде на тарелочке с голубой каемочкой! Например, мы передаем его из рук в руки лучшему специалисту. Теперь ура! Можно наконец расслабиться и заняться своими делами! Согласитесь, что иногда нам немножко раньше времени кажется, что мы молодцы. Когда мы расслабляемся до небрежного безразличия или до формального интереса к делам детей – сразу же уходит и их интерес.
3. Третья наша ошибка – наша скромность. Тут она точно ни к чему. Верить в успех ребенка нескромно? Выбросьте эту мысль из головы! Верьте в него изо всех сил! Он будет верить в себя так же неистово. Ребенку с низкой самооценкой тем более необходимо ощущать вашу уверенность в его способностях – это его поддерживает. Если же его постоянно критиковать, сравнивать с лучшими или скромно сообщать окружающим, что он – как все, ничего особенного, то он очень быстро потеряет интерес к каким бы то ни было занятиям. А смысл?
Отсюда мораль: мотивация ребенка к занятиям требует выполнения нами трёх правил:
- не принуждать, не наказывать, не ругать, а хвалить;
- проявлять искренний интерес – не понарошку, а взаправду, всегда;
- верить в него и никогда не сравнивать с другими, ваш – лучший!
Все дополнительные, развивающие занятия ребенка (а в идеале, конечно, и вообще все занятия) должны быть ему в радость! Это радость новых открытий и радость преодоления трудностей, и радость побед. Наша задача – поддерживать этот позитивный эмоциональный фон. Чем меньше негатива будет связано с занятиями и чем больше радости - тем лучше! А лучшая радость – это ваше участие, ваша помощь, ваш живой неподдельный интерес.
Виктория Соболевская
авторизуйтесь