Войти/Зарегистрироваться
Нажимая на кнопку «Войти», я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности.
Мнение
Интервью с Галиной Енютиной
Репетитор по биологии и химии, педагог-психолог, автор блога для репетиторов Enutina.ru, жена и мама.
— Скажите, как вы относитесь к семейному творчеству, важно ли, чтобы родители тоже были увлечены?
— Семейное творчество – это прекрасно! Главное, чтобы каждый нашел себе дело по душе, ведь не каждому нравится, скажем, вышивать крестиком или печь пироги.
Есть такая поговорка: «Ребенок видит – ребенок повторяет», поэтому я считаю важным показывать на собственном примере, как прекрасно реализовываться в творчестве и делать это всем вместе и с удовольствием. Ребенок впитывает, как губка, атмосферу творчества вокруг себя, вырезаем ли мы аппликации, делаем ли замок из песка или мастерим домик из конструктора. Иногда мы с сыном рисуем параллельно: он своими красками на ватмане, я рядышком акрилом на холсте, каждый свое, что ближе в данный момент, и в то же время вместе. Потом делимся результатами и радуемся успехам.
Увлечение и интерес - это главное в творчестве.
Если нет «огонька», порыва, то и творчество затухает. Мы не заставляем ребенка делать что-то, что ему не нравится в обучении, чтобы он мог услышать свои способности и желания, не навязываем свои, даем максимальную свободу творчества.
— Вы молодая, но очень активная, судя по вашему блогу, мама. Как удается все успевать, где черпаете вдохновение?
— Спросите любую активную маму, как она все успевает, и каждая вам ответит – «Ничего не успеваю!» :-) Так и я, пожалуй. Столько планов и амбиций, а реализуется из них по крайней мере процентов 20. Стараюсь держать баланс «дом-ребенок-самореализация», иначе никак, есть четкие цели и планы, которые хочется реализовать. Это похоже на жонглирование, когда ты в определенный момент выбираешь что-то одно, другим приходиться пожертвовать. Зато важно понимать, ради чего это все делается. И тут важно грамотно расставить приоритеты, понять, что действительно важно, а без чего можно обойтись.
Вдохновение – это в первую очередь моя семья, мой сын, его успехи, а еще творческая самореализация – ведение блога, написание статей, живопись, отзывы коллег и учеников, общение с успешными людьми, саморазвитие и повышение квалификации. Я нашла свое призвание – помогать людям познавать новое и эффективно обучаться, и это очень помогает мне не потеряться в бесконечной рутине повседневных дел и бытовых заботах.
— У вас очень интересный подход к педагогике. Почему же дети так мало получают в школе, и столько талантов раскрывают с репетитором или на дополнительных занятиях, кружках?
— Проблема современной школы очень хорошо описана фразой из моего любимого «Гарри Поттера»: «Цель образования - подготовить к сдаче экзаменов, а не к реальной жизни».
Мой подход в обучении основан на системности знаний, их взаимосвязи и практической ценности. Понятно, что без сдачи экзаменов не окончишь школу, но дальше ведь тоже нужно жить! К чему знать наизусть таблицу значений тригонометрических функций или столицы всех стран мира, если ребенок не понимает, как это поможет ему устроиться на более высокооплачиваемую работу или снять подешевле квартиру? На своих занятиях я в первую очередь работаю с целями самого ученика, что он стремится получить, чего хочет достичь.
На дополнительных занятиях ребенок, кроме теоретических знаний, получает еще примеры из жизни, применение законов на практике, пробует сам исследовать мир вокруг и находить ответы на свои же вопросы. Это так называемый «практико-ориентированный подход», совсем другой подход, нежели в школе. Надеюсь, со временем такая схема войдет в норму, а инициатива в обучении будет исходить от самих учеников. Школа, к сожалению, не может в полной мере реализовать такой подход по многим причинам, зависящим не только от учителей и директоров школ.
Одной из причин проблем современной школы я вижу слишком директивное обучение, в котором дается мало свободы мысли (вспомните, как звучат темы школьных сочинений – «Евгений Онегин как представитель…»), то есть не спрашивается мнение самого ученика, был ли Онегин представителем или не был, просто пиши так, как сказано в хрестоматии и всё. Много таких вопросов и в точных науках.
На занятиях с репетитором (чаще это индивидуальные занятия или в малых группах) ребенок чувствует, что его услышат, он не противопоставляется системе, а находится в ней и имеет право (на собственное мнение, жизненную позицию, эмоции и чувства). Хотя и репетиторы бывают разные:-)
.
Я всегда стараюсь научить ребенка учиться, самому стремиться к знаниям и добывать их, применять смекалку, думать и размышлять. Мы даже вместе ищем в Гугле ответы на сложные вопросы, это уж точно пригодится в современной жизни:-)
— Расскажите о своем сыне - у него уже есть любимые занятия? Вы их поддерживаете?
— Сын у нас очень жизнерадостный и подвижный ребенок! Ему сейчас интересно все вокруг. Вопросов пока не задает, так как совсем недавно начал говорить, но чувствую, все впереди!
Всё его внимание сосредоточено в основном на машинах и механизмах – все, что движется, гудит или имеет колеса, представляет для сына большой интерес. Рисуем и лепим из пластилина тоже чаще машины, возим в игрушечных машинках фигурки животных или разноцветные кубики – то есть совмещаем главный интерес с различными формами занятий. Я стараюсь его всесторонне развивать: интеллектуально, физически, эмоционально. Простая прогулка превращается у нас в ботаническую экскурсию, а поход в магазин - в увлекательный квест с поиском сокровищ. Как раз в этом возрасте закладываются основы будущего успешного взрослого, и тут важно не упустить момент и зажечь в ребенке жажду к знаниям.
Сын очень открытый и общительный, ему нравиться быть в компании старших детей и играть с ними. Тут подключается социальный аспект – нужно показать ему, как эффективно общаться, отстаивать свое мнение, идти на компромисс и договариваться.
Моя главная задача как мамы и как педагога – увидеть в нем способности и развить их по максимуму, мягко и в игровой форме показать ему, что мир вокруг очень интересен и увлекателен, и что сын сможет все, если захочет и приложит достаточно усилий.
— Секрет счастливой мамы и небольшая мотивация для наших подписчиков от вас.
— Секрет счастливой мамы – а такой существует? :-) Доверяйте себе и своему ребенку, слушайте его, даже когда он еще не умеет говорить, он может вам сказать многое.
И помните, мамы, декрет – не приговор: развивайтесь, путешествуйте, наслаждайтесь жизнью, радуйтесь простым вещам. Покажите ребенку, что мир вокруг радостный и интересный, изучайте его вместе, будьте открыты с ним, делитесь эмоциями и знаниями, дайте ребенку расти в счастье!
авторизуйтесь